Игры, помогающие детям развивать внимание и усидчивость

Игра “Говори!”

(Лютова Е.К., Монино Г.Б.)

Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.

Скажите детям следующее. “Я буду задавать простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: “Говори!” Например: “Какое сейчас время года?…Говори!”; “Какого цвета у нас потолок?”… “Говори!”; “Какой сегодня день недели?”… “Говори!”; “Сколько будет два плюс три?” и т. д.”

Игра “Разговор с руками”

(Шевцова И.В.)

Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что — то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

«Где что было?»

(Рябинина И.В.)

Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, затем количество предметов постепенно увеличивается.

 

Памятка для родителей «Что должен знать и уметь ребенок 5-6 лет?»

 

«Зачем нужно развивать мелкую моторику у детей дошкольного возраста?»

Вас, естественно, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а так же хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы лучше развить ручную умелость?

— запускать пальцами мелкие волчки;

— разминать пальцами пластилин, глину;

— катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

— сжимать и разжимать кулачки при этом можно играть, как будто кулачок-бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул-закрылся и спрятался);

— делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;

— двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнения проводятся сначала правой, а потом левой рукой;

— показать отдельно один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять;

— показать отдельно только палец — большой;

— барабанить всеми пальцами рук по столу;

— махать в воздухе только пальцами;

— кистями рук делать «фонарики»;

— хлопать в ладоши громко и тихо в разном темпе;

— собирать все пальцы в шепотку (пальчики собрались все вместе — разбежались);

— наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку или на собственный палец (получается колечко или спираль);

— завязывать узлы на толстой веревке, на шнурке;

— застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;

— закручивать шурупы, гайки;

— игры с конструктором, мозаикой, кубиками;

— складывание матрешек;

— игры с вкладышами;

— рисование в воздухе;

— игры с песком, водой;

— мять руками поролоновые шарики, губку;

— резать ножницами.

И если вы будете уделять должное внимание упражнениям и играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, то решите сразу две задачи:

во-первых, косвенным образом повлияете на общее интеллектуальное развитие ребенка,

во-вторых, подготовите к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Предлагаем несколько упражнений с карандашом, которые можно распечатать и играть с ребенком дома: 

 

Приобщаем ребёнка к книге

Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место. Народные сказки погружают ребёнка в светлый, уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Доброта и справедливость, любовь к людям приходит к детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем книги, а в  результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца. Сам ребёнок к книге не пристрастится. Приобщать его к этому  огромному богатству должен взрослый.

Список рекомендуемых сказок русского народа

«Волк и козлята»,

«Кот петух и лиса»,

«Маша и медведь»,

«Лиса и журавль»,

«Теремок» ,

«У страха глаза велики»,

«Петушок и бобовое зёрнышко»,

«Три медведя».

Сказки народов мира:

Бр.Гримм:  «Соломинка, уголь и боб», «Госпожа метелица», «Горшок каши»

Венгерская:  «Два жадных медвежонка»

Украинские:  «Коза-дереза», « Рукавичка»

 

Путешествие в мир математики

Советы по осуществлению математического развития детей 3-4 лет

  • Предложите малышу назвать и показать круг, квадрат, треугольник.  Поиграйте дома «Что есть круглое, квадратное, треугольное».
  • Поговорите с детьми, что люди делают ночью и днём.
  • Сравните длинный и короткий шарф, пройди по длинной дорожке, а потом по короткой.
  • Нарисуйте узкую дорожку и широкую, пусть малыш поставит ноги узенькой дорожкой, затем широкой. Перепрыгни через узкую дорожку, а потом через широкую, как легче.
  • Поупражняйте в определении правой и левой сторон тела. Игра «Топни правой ножкой, хлопни левой ладошкой»

 

Развиваем воображение у детей

Что такое воображение, наверное, знает каждый. Мы часто говорим друг другу: «Представь себе» или «придумай что-нибудь!». Для того чтобы «представлять» и «придумывать» нам и нужно воображение.

Воображение позволяет принимать решения и находить выход из проблемной ситуации. С помощью воображения дети познают окружающий мир, придумывая объяснения всему новому, что встречается в жизни. Мир детской фантазии многообразен и бесконечен. Именно из мечтателей вырастают великие писатели, скульпторы, художники, дизайнеры.

 

Игры на развитие воображения

«Заколдованные фигуры»

Нарисуйте геометрические фигуры (круг, квадрат треугольник)

Игра будет называться  «Заколдованные фигуры», необходимо их расколдовать.

Например, из круга можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди.

 

Игра «Камушки на берегу»

Ход игры: Взрослый показывает картинку и говорит: «По этому берегу прошел волшебник и за несколько минут все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камушек, на кого или на что он похож». Камушки могут быть самые разные: похожие на мячик, волчок, птичку, рыбку, человечка, ведерко. Желательно, чтобы несколько камушков имели практически одинаковый контур, но взрослый должен помочь детям найти разные варианты ответов.

«Подарок для друзей»

Подумай, как можно эти фигуры (закорючки) превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

 

«Клякса»

Лист бумаги складывается вдвое и на одной его половине рисуются пятна разного цвета. Пока не высохла краска, лист снова складывается пополам и приглаживается для получения отпечатка. Затем изображение можно дорисовать до узнаваемой формы.