ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.

Внимательные и заботливые мамы и папы!

Смыслоразличительными признаками русского языка являются:

  • Ударность гласных («за´мок — замо´к», «мука´- му´ка»).
  • Звонкость и глухость согласных («почка» и «бочка»)
  • Твердость и мягкость согласных («пыл» и «пыль»)

 

Смена гласных, их ударности, смена согласных по звонкости-глухости, а также по твердости-мягкости меняют смысл русского слова. В русском языке принят аналитико-синтетический метод обучения грамоте, поэтому ребенку необходимо хорошо ориентироваться в звуковой оболочке слова.

Звуки  мы слышим и произносим.

Буквы мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Все звуки делятся на гласные и согласные.

Если при произнесении звука на пути выдыхаемого воздуха нет преграды (в виде языка, зубов или губ ), то это гласный звук. Он произносится легко и свободно, его можно долго потянуть, пропеть.

В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы], все остальные – согласные.

Четыре гласные буквы – я, е, ё, ю — йотированные. Они обозначают два звука: (я — [йа], ю — [йу], е — [йэ], ё — [йо]) в следующих случаях:

— в начале слова (ёжик, юбка);

— после гласного звука (заюшка, маяк);

— после мягкого и твердого знаков (платье, въезд).

В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают  мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук:

«я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (месяц, кулёк).

Если при произнесении звука на пути выдыхаемого воздуха встречается преграда (язык, зубы или губы), то это согласный звук.

Глухость или звонкость согласного звука определяется по работе голосовых связок и проверяется рукой, приложенной к горлу. Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими.

Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Твердые согласные звуки на звуковых схемах слов обозначаются синим цветом, мягкие согласные звуки  — зеленым цветом.

Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит) Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит)
ПАРНЫЕ
[п] [п’]

[ф] [ф’]

[к] [к’]

[т] [т’]

[с] [с’]

[ш]

[б] [б’]

[в] [в’]

[г] [г’]

[д] [д’]

[з] [з’]

[ж]

НЕПАРНЫЕ
[х] [х’] [ц] [ч] [щ] [й] [л] [л’] [м] [м’] [н] [н’] [р] [р’]

 

Выделять последовательность звуков необходимо при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе слова МАК ребенок произносит его три раза:

мммак      мааак       маК

Ребенку трудно овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать ему слово предметно, представив его звуковую структуру в виде схемы-модели.

Примеры звукового анализа:

ЛУПА АРБУЗ ЯЩИК МЯЧ
[л][у][п][а] [а][р][б][у][с] [й][а][щ][и][к] [м’][а][ч]